avangard-pressa.ru

Память 7 / 20 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - Стандартизация

Родился 29 декабря 1861 (это было бы 11 января 1902) года в селе Новом Камышловского уезда (ныне с. Новосельское Далматовского района Курганской области) в многодетной семье потомственного священника Иоанна Никитича Чернышева (+ 1908) и его супруги Александры Александровны (в девичестве — Смышляевой; + 1934). Был самым старшим из братьев Чернышевых.

После окончания Уфимской духовной семинарии вступил в брак с девицей Еликонидой Петровной, происходившей из богатой купеческой семьи, проживавшей в Западной Сибири. Супруга его была интеллигентной и хорошо образованной: она преподавала немецкий и французский языки. У нее было серьезное заболевание, из-за которого она могла умереть во время родов, поэтому, по воспоминаниям родственников, перед появлением на свет каждого нового младенца она ездила в Сибирь прощаться с родными. Всего в семье Чернышевых было трое детей: дочери Наталья и Елизавета и сын Николай. Всем им родители постарались дать хорошее образование: Николай стал юристом, а обе дочери учились в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

В 1886 году был рукоположен во священника, а с 1895 года вплоть до мученической кончины служил в Успенском храме поселка Ново-Уткинский завод Екатеринбургского уезда.

Исполнял свои священнические обязанности с большим усердием, за что неоднократно удостаивался церковных наград. Как сообщалось в печати, за бескорыстие его любили и глубоко уважали прихожане. По воспоминаниям родственников, он был строгим, благородным человеком, с любовью соблюдал все церковные установления.

В 1908 году при родах четвертого ребенка скончалась его супруга. В том же году умер и его отец.

Перед революцией жил в Ново-Уткинском заводе один: сын Николай учился в Перми, старшая дочь Наталья вышла замуж за инженера, работавшего на строительстве железной дороги Москва-Владивосток, и уехала с ним в Новосибирск, а младшая, Елизавета, обучалась в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

Летом 1918 года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Ново-Уткинский завод располагался на пути наступления чехословацких войск, стремившихся к Екатеринбургу.

В июне 1918 года красные объявили в Ново-Уткинском заводе мобилизацию, однако, как и везде, мужчины не спешили вступать в ряды Красной армии. Тогда по указанию председателя местного Совдепа были арестованы местные «антибольшевистские деятели» села, к которым красные отнесли и о. Павла Чернышева с сыном Николаем и зятем Г. Н. Армишевым. Узников увезли в Екатеринбург, где они были заключены в здании гостиницы «Американская». Пробыв неделю в заключении, все они получили освобождение: как отмечалось впоследствии в местной печати, члены Уральской областной ЧК, несмотря на всё желание привлечь их к ответственности, так и не смогли придумать состав преступления. Бывшие узники тотчас же возвратились в родной поселок.

Вскоре состоялся повторный арест священника и других жителей Ново-Уткинского завода. По рассказам родственников, перед арестом батюшка, его дочь Елизавета с мужем и сын Николай ужинали у себя дома. В это время на пороге появились представители местного совдепа, пришедшие за отцом Павлом. «А за что?! За что вы хотите арестовать невинного священника?» - вступился за него Герман Николаевич. «Ах, вам надо знать?!» - закричали те - и забрали снова всех троих: отца Павла, Германа Армишева и Николая. Всех их, вместе с другими арестованными, отвезли в Екатеринбург, передав в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Заключены узники были, вероятно, в арестный дом на Ночлежной площади. Елизавета в те дни часто навещала своего отца и мужа, а однажды, приехав, уже не застала их в арестном доме.

Узники были расстреляны 20 июля 1918 года.

Как рассказывалось позднее в газете «Уральская жизнь», председатель совдепа Мухин и член его Старков «набросились на приведенных, долгое время издевались над ними, особенно над священником». Затем они вызвали отряд красноармейцев, которым было приказано вести арестованных на окопные работы под село Арамильское; однако при этом красноармейцам было дано и некое тайное распоряжение. Арестованные шли бодро, ничего не подозревая. Не доходя километров пяти до села Арамильского, около реки Сулимовки, из толпы красноармейцев, шедших на расстоянии пяти-шести шагов позади арестованных, послышался внезапный окрик: «Не разговаривать и не оглядываться!» Вслед за этим грянули выстрелы. Отец Павел и трое из его спутников были убиты сразу же. Герман Николаевич Армишев, сильно раненный в руку, побежал, но от потери крови вскоре потерял сознание и был добит нагнавшими его красноармейцами. Николай Павлович Чернышев и еще один узник бросились бежать в разные стороны и, несмотря на то, что по ним был открыт сильный огонь, спаслись.

Через несколько дней после этих трагических событий, 25 июля, в Екатеринбург вступили части 3-го Чехословацкого стрелкового полка и оренбургских казаков под общим командованием полковника С. Н. Войцеховского. Власть перешла в руки белых.

Останки отца Павла Чернышева и других убитых были обнаружены лишь через месяц после расстрела. 24 августа состоялось их погребение. Около одиннадцати часов дня за городом, на Уктусском тракте, гробы с телами убиенных были торжественно встречены населением. Многочисленная процессия во главе с духовенством и в сопровождении военных частей медленно двинулась к Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Здесь отца Павла и остальных погибших торжественно отпели в Александро-Невском соборе обители и похоронили на кладбище монастыря в общей братской могиле (в отдельных гробах).

Летом 1919 года Екатеринбург был вновь занят красными. В начале 1920-х годов Ново-Тихвинский монастырь был закрыт, и некрополь, располагавшийся вокруг Александро-Невского собора, постепенно сравняли с землей. Место погребения отца Павла было утрачено.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

Использованные материалы

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.

27Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

36Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так,

тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

37Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

38Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

Если неженатый женится, не согрешит, но женившись, он будет иметь скорби, поскольку живя вместе со своей семьей, он поневоле привык ко всем особенностям своих родственников, всех «тараканов в головах» их он знает по именам и знает, как с ними обращаться. А женившись, он связал свою жизнь с совершенно чужим человеком, который воспитывался в совершенно других условиях и все его немощи ему еще предстоит узнать. В этом и состоят скорби семейной жизни. Впрочем, везде, в любом коллективе человеку приходится в чем-то уступать ради мира с людьми, но из рабочего коллектива он может уйти домой, а с женой ему придется жить постоянно, не имея возможности уйти от нее куда-то. Потому если они не научились любить друг друга, то совместная жизнь будет мукой и скоро распадется. Другие слова апостола: «имеющие жен должны быть, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся….», содержат призыв не привязываться ни к чему в этом мире, но всю мысль устремить к Горнему миру, ибо и сам апостол постоянно выражает нетерпение, желая поскорей разрешиться от уз плоти и быть со Христом. Не все могут так страстно желать переселиться в Горний мир, но к смерти подобает готовиться уже сейчас, и если я этого не делаю (увы, мне), то страдать от этого буду только я сам. Посмертная участь супругов может быть разной, так что не факт, что за гробом они еще увидятся, потому брак – удел земной жизни. А в мире Горнем люди, по слову Христа, будут жить, как Ангелы Божии на небесах, потому тот, кто не стремился к Богу в этом мире, тот не достигнет Царства Небесного за гробом….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

12Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, 19ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Господь открывает истину о том, что же в реальности оскверняет человека. И тут выяснется, что не понимают эту мысль не только иудеи и их вожди, но и даже ученики, которые мыслили так же, как и все прочие. Пища и вещи, которыми пользуетсчя человек, не могут его осквернить, но оскверняется он, замышляя и совершая грех. Эти слова тем более актуальны для нас, ведь ограничения в пище для христиан почти полностью сняты (только кровь мы не едим), а потому те, кто, доказывая необходимость поста, начинают рассуждать о, якобы, вредности, скоромной пищи, наступают на старые грабли, снова начиная делить пищу на кошер и треф, чистую и нечистую.… Не пища или вещь оскверняет человека, а расположение ума человека, ибо именно от ума исходят греховные помыслы….

И чтения праздника преподобной Евфросинии, отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим

дано было по вере в Иисуса Христа.

23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Всяк, крестившийся во имя Господне, дорлжен и облечься, то есть, пребывать в единстве с Богом. А это значит – творить дела Божии. Эти слова вызвают ужас, так как сразу начинаешь понимать – насколько ты на самом деле далек от этого идеала. Но именно эти слова должны подвигнуть нас с вами к изменению жизни, основой которой должна быть любовь, для которой нет «ни иудея, ни эллина, ни раба¸ни свободного…», но все – братья во Христе, одни – верные, а другие – заблудшие, но которых и сам Господь желал бы привести к себе, чтобы спасти. Как мы далеки и от этого….! Но именно поэтому эти слова нам и читаются….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов[110], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В дни праздников святых жен всегда читаются тексты, либо текст с притчей о десяти девах, либо – о принятии покаяния некоей женщины-грешницы. Оба этих текста имеют большое значения для назидания нас с вами. А притча о десяти девах является частью большой беседы, которую Господь ведет, говоря о последнем Суде над миром. На службе читается только притча о десятидевах, но вся эта глава столь цельная по своему содержанию, что нельзя не упомянуть ее всю. Но сперва, все-таки – о притче о девах. Под маслом, которым запасаются девы, понимается духовный груз человека, добрые дела. Впрочем, важны даже не сами дела – они лишь средства, помогающие душе человека стать ближе к Богу, творящему только добро, но душа, преображенная и готовая к единению с Богом. Добрые дела умягчают ожесточенное сердце человека и возгревают в нем любовь, которая, разгоревшись, будет двигать человека к новым делам, так что он будет истощать себя. Все же, что делает человек, делает во имя Господа своего, так что он сам весь непрестанно горит, как светильник, пред Богом. Правда же состоит в том, что без помощи Божией человек неспособен ни на что доброе, так что и то, что он считает добром – отравлено злом, а потому нечисто пред Богом. Но сам Господь восполняет немощь человека и сам способен восполнить недостаток масла в запасе человека. Но для этого есть земная жизнь. Однако если человек всю жизнь свою провел в своих суетных делах, словно бы спал, а опомнился на смертном одре, то может быть поздно. Иному, как Евангельскому разбойнику, дается покаяние и на смертном одре, а иной может не получить и это, а за гробом нет уже покаяния и тогда человек рискует оказаться за дверями. И снова Господь завершает притчу призывом бодрстовать, дабы конец не застал нас спящими духовно…. После этого Господь говорит и еще одну притчу – о талантах. Обычно под талантами принято понимать способности человека, так что в русском языке слово «талант» стало означать именно способности. В какой-то мере это действителоьно так – если эти способности употребляются во зло, то он ответит сполна и наоборот. Но важнее другое – человеку вручается дар веры, само Евангелие, он вводится в Церковь, где питается от Таинств. И это – самый великий дар, который предоставляет Бог человеку. И здесь все зависит от него – сокроет ли он веру эту в глубинах сердца своего, спрячет в сундук, чтобы никому не показывать, а прибегать и самому к этому сокровищу лишь в крайнем случае. Чаще всего так и бывает – человек узнает о существовании Бога, но Бог для него значит не больше, чем вопрос о том, есть ли жизнь на Марсе или нет, продолжая жизть своей жизнью. Иной же употребляет этот дар в дело, тратя его и приобретая на них другие дары. Это, как зерно. Зерно в одном мешке лежит в амбаре и плесневеет, поедается жучками, а другое высаживается в землю и приносит плод. Так и здесь. Дар Божий человек выращивает в себя, возделывая поле своей души, искореняя сорняки греховных страстей и собирая плоды добродетелей, преображая свою душу, делая ее близкой к Богу. Дело даже не в том, что Бог спросит – сколько у тебя любви, сколько веры и т.д. Вера и любовь всегда проявляется в делах, а дела Бог видит, как их ни прячь. Последнее, что говорит Господь на эту тему – прямое описание того, как будет проходить Суд. Здесь Господь употребляет меткое сравнение: люди сравниваются с овцами и козами. Овца – существо смирное, с ней всегда сравнивают человека кроткого и покорного, в то время как коза – животное строптивое и своенравное, притом, источающее сильный неприятный запах. Отсюда и сравнение праведных и грешных с этими животными. Одни старались жить по заповедям Божиим, а другие – презирали их, предпочитая жить по своим законам. И здесь Господь дает один из главных критериев спасения – дела любви. Душа, стяжавшая любовь, становится подобна Богу, всегда благотворящему людям, а к этому уподоблению Христос призывает постоянно. Потому любящий будет истощать себя ради ближних, а не имеющий этой любви, далек и от Бога….. Эти наставления призваны заставить нас задуматься о нашей жизни и пока не поздно – что-то изменить….

Пятница 21 июля.

В этот день празднуется явление иконы Божией Матери во граде Казани – любимый в России праздник, хоть и не так торжественно отмечаемый, как праздник 4 ноября. Вместе с самой казанской иконой чтится и множество ее чудотворных списков, а также и других икон.