avangard-pressa.ru

Принципы построения частных методик ЛФК - Медицина

На основе общих положений лечебной физической культуры строятся различные частные методики, отражающие своеобразие патофизиологических и клинических проявлений заболевания у отдельного больного или группы больных, составленные по нозологическому признаку. Основными принципами применения лечебной физической культуры являются целостность организма (единство психического и физического), единство среды и организма (социального и биологического), единство формы и функции, общего и местного, лечения и профилактики (В. Н. Мошков, 1984).

Методика лечебной физической культуры должна быть основана на общепедагогических (дидактических) принципах. Эффективность ее возможна лишь при активном отношении больного к занятиям.

Принцип наглядности при обучении движениям осуществляется не только через зрительные ощущения, но и с помощью других органов чувств.

Принцип доступности зависит от оценки врачом или методистом клинического проявления болезни и уровня физической подготовленности больного.

Оздоровительный эффект лечебной физической культуры является результатом реализации принципа систематичности занятий, построенных с учетом постепенности и последовательности выполнения упражнений. Занятия проводятся ежедневно, иногда по нескольку раз в день, при определенной дозировке, в сочетании с назначенным режимом дня.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет пола, возраста, уровня тренированности, общего состояния больного, течения основного и сопутствующих заболеваний.

Наряду с дидактическими принципами большое значение имеет оптимальное дозирование средств лечебной физической культуры – установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, прогулка и др.).

В основе построения частных методик лечебной физкультуры лежат положения принципиального значения:

1. Обязательный учет патогенетической и клинической характеристики заболевания, возраста и состояния тренированности больного.

Эти данные, дополненные клинической характеристикой заболевания, позволяют наиболее обоснованно подбирать и применять те физические упражнения, которые вовлекают в ответную реакцию преимущественно те системы и физиологические механизмы, которые вовлечены в развитие заболевания.

Помимо учета патогенетических и клинических особенностей, следует принимать во внимание возраст больного, так как различие в возрасте (детский организм, взрослый, пожилой) сказывается на реактивности и функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Кроме того, необходимо оттенить степень тренированности больного, определить место, характер, продолжительность и интенсивность как трудовой деятельности, так и занятий физическими упражнениями.

В результате оценки клинической картины заболевания с учетом функциональных нарушений, возраста и степени приспособленности больного к физическим нагрузкам можно построить более адекватную частную методику в соответствии с комплексом применяемых терапевтических средств.

2. Принципиальной основой правильного построения частной методики является определение терапевтических задач в отношении каждого больного или группы больных, к которым применяется одинаковая физическая нагрузка в процедурах лечебной гимнастики.

3. При построении частной методики лечебной физкультуры в ее задачу входит выделение (систематизация) специальных упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на восстановление функций, нарушенных болезненным процессом или травмой.

4. Методика процедур лечебной физкультуры обусловливается как особенностью заболеваний или травмы и характером нарушения или выпадения функции пораженной системы, так и общим состоянием организма.

В связи с этим при построении частной методики необходимо, чтобы специальные виды физических упражнений рационально сочетались с общеукрепляющими упражнениями, и этим обеспечивалась как общая, так и специальная тренировка.

Особенность частной методики предусматривает поочередное применение гимнастических и дыхательных упражнений, использование соответствующего темпа движений, постепенное увеличение их амплитуды, усложнение координации и распределение нагрузки последовательно на различные мышечные группы. Этим достигается строгая постепенность в вовлечении в активное функционирование различных физиологических механизмов.

Контрольный вопрос. Какие принципы лежат в основе построения частных методик ЛФК?